В соответствии со ст.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ«О противодействии коррупции», под противодействием коррупции понимается деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции), а также по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией).
В силу ст.3 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ одним из основных принципов противодействия коррупции является приоритетное применение мер по ее предупреждению.
В соответствии с ч.1 ст.13.3 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
В целях формирования единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств, Министерством труда и социальной политики РФ разработаны «Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции». К таким мерам в соответствии с ч.2 ст.13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ отнесено определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений, разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации, принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации.
Необходимо учитывать, что реализация мер по противодействию коррупции существенно снижает риски применения в отношении организации мер ответственности за подкуп должностных лиц, в том числе и иностранных.
Особо следует отметить, что профилактика коррупции при выборе организаций-контрагентов и выстраивании отношений с ними снижает вероятность наложения на организацию санкций за недолжные действия посредников и партнеров.
В 1-м полугодии 2015 г. прокурором Каменского района в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах Российской Федерации в Каменский районный суд направлено 5 исковых заявлений об обязании коммерческих организаций разработать меры по противодействию коррупции. Исковые заявления прокурора района рассмотрены судом, удовлетворены.