ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Каменский городской округ


О значении правильного распределения учебной нагрузки в образовательных учреждениях

С началом нового учебного года у родителей школьников возникаем много вопросов, в том числе по поводу организации образовательного процесса и распределения учебной нагрузки обучающихся в школах.

С точки зрения школьной гигиены, образовательный процесс должен быть организован в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

С целью профилактики переутомления обучающихся рекомендуется:

· учебные занятия начинать не ранее 8 часов, при этом продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна превышать 45 минут, за исключением первого класса, в котором продолжительность не должна превышать 40 минут;

· продолжительность перемен между уроками должна составлять не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) - 20 - 30 минут;

· общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки на обучающихся не должен превышать максимально допустимые уровни, например максимальная аудиторная нагрузка для первоклассников составляет не более 21 академических часа в неделю, а для учащихся 10-11 классов не более 37 часов, при 6-дневной учебной неделе;

· образовательная недельная нагрузка должна равномерно распределяется в течение учебной недели, при этом общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать: для обучающихся 1-х классов - 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры, для обучающихся 2 - 4 классов - 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры, для обучающихся 5 - 7 классов - не более 7 уроков; для обучающихся 8 - 11 классов - не более 8 уроков;

· факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков;

· расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов, при этом следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся начального общего образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры; для обучающихся основного

общего и среднего общего образования предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами;

· для обучающихся 1 классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2 уроке; 2 - 4 классов - 2 - 3 уроках; для обучающихся 5 - 11-х классов - на 2 - 4 уроках.

С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся следует:

· на уроках проводить физкультминутки и гимнастику для глаз;

· режим обучения и организации работы кабинетов с использованием компьютерной техники должен соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы на них, продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором составляет: для учащихся 1 - 2-х классов - не более 20 минут, для учащихся 3 - 4 классов - не более 25 минут, для учащихся 5 - 6 классов - не более 30 минут, для учащихся 7 - 11 классов - 35 минут

· для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3-х учебных занятий физической культурой (в урочной и внеурочной форме) в неделю, предусмотренных в объеме общей недельной нагрузки;

· двигательная активность обучающихся, помимо уроков физической культуры, в образовательной деятельности должна обеспечиваться за счет: физкультминуток, организованных подвижных игр на переменах, спортивного часа для детей, посещающих группу продленного дня, внеклассных спортивных занятий и соревнований, общешкольных спортивных мероприятий, дней здоровья, самостоятельных занятий физической культурой в секциях и клубах.

Для обеспечения максимально возможного сохранения здоровья и работоспособности обучающихся, посещающих общеобразовательную организацию, кроме рационального распределения учебной нагрузки, необходима рациональная организация режима дня. В нем должны предусматриваться: питание, прогулка, дневной сон для обучающихся 1-х классов и ослабленных обучающихся 2-3-х классов, самоподготовка, общественно-полезный труд, кружковая работа и широкое проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий. Кроме этого, для восстановления работоспособности после занятий и перед тем, как приступить к домашнему заданию, для школьника рекомендуется организовать отдых длительностью не менее 2 часов, при этом желательно основную часть этого времени провести на свежем воздухе.